Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 3 человека

Примерный план-конспект по проведению первого урока, посвященного Году исторической памяти

Дата: 31 августа 2022 в 22:06, Обновлено 31 августа 2022 в 22:37
Автор: Козлов В. А.
904 просмотра

Примерный план-конспект первого урока,

посвященного Году исторической памяти,

«Историческая память – дорога в будущее!»

для I ступени общего среднего образования

(с методическим комментарием)

Дата проведения: 1 сентября 2022 года

2022 год объявлен в Республике Беларусь Годом исторической памяти. Президент Беларуси 1 января 2022 г. подписал Указ № 1 «Об объявлении 2022 года Годом исторической памяти». Данное решение было принято в целях формирования объективного отношения общества к историческому прошлому, в целях сохранения и укрепления единства белорусского народа.

При проведении первого урока, посвящённого Году исторической памяти, необходимо направить образовательный процесс на воспитание уважительного отношения учащихся к историческому прошлому нашей страны; формирование у учащихся объективного представления о трагедии белорусского народа и вкладе в победу в Великой Отечественной войне, о героическом наследии как важнейшей составляющей исторической памяти, формирование гражданской позиции учащихся, чувства принадлежности к своему народу, родному краю через знание истории.

Первый урок должен носить торжественный характер и строиться на исторических фактах, осознание которых доступно учащимся, быть эмоционально насыщенным, но не перегруженным трагическими событиями. Эмоциональная атмосфера урока должна соответствовать тематике и вместе с тем подчёркивать, что первое сентября – это праздничный день, День Знаний. Именно знание истории нашей страны, её героического прошлого обеспечивает мир и покой сегодняшнего дня. Учащиеся должны понять, что верность традициям, сохранение исторической памяти обеспечивает преемственность поколений, сплачивает общество и укрепляет страну.

Выбор формы проведения урока определяется необходимостью максимально вовлечь учащихся класса в активную деятельность, мотивировать их к дальнейшему ознакомлению с историческими фактами, событиями, способствовать развитию интереса к истории своей большой и малой Родины, своей семьи. Его можно организовать в форме конкурса, деловой игры, викторины, интервью, устного журнала и т д. Большой интерес и положительный отклик у учащихся младшего школьного возраста вызывают занятия в форме заочной или виртуальной экскурсии, экскурсии в прошлое, урока-путешествия, урока-панорамы. На материале первого урока возможно использование таких форм работы как брейн-ринг, фотовыставка, любительские видеофильмы, квест и др. Первый урок также можно провести в форме краеведческого калейдоскопа и совершить экскурс в историю родного города (села), школы.

В целях визуализации учебного материала, создания атмосферного эмоционального фона можно оформить классную доску, демонстрируя карту Беларуси, карту родного города (деревни), фотографию школы для учащихся 1 класса, фотографии из жизни классного коллектива, выстроенные в виде здания школы для учащихся 2-4 классов, выставку книг, фотогалерею о героях войны. Будет уместным использование записей музыкальных произведений, соответствующих теме.

Целесообразно использовать на уроке учебное пособие «Беларусь – наша Радзіма. Падарунак Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь А.Р. Лукашэнкі першакласніку», Государственные символы Республики Беларусь; герб города, репродукции картин, портреты знаменитых людей Беларуси.

Целевая установка:

воспитание уважительного отношения учащихся к историческому прошлому нашей страны;

формирование у учащихся объективного представления о вкладе белорусского народа в великую Победу, о героическом наследии как важнейшей составляющей исторической памяти, о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны;

формирование гражданской позиции учащихся, чувства принадлежности к своему народу, краю.

Форма проведения:

виртуальная экскурсия «Маршрутами памяти. Маршрутами единства».

I. Вводный этап.

Вводный этап урока логично начать с обсуждения вопроса о том, как учащиеся понимают смысл символического названия года. На этапе целеполагания можно использовать облако слов.

Далее будет уместно уточнить значения слов память, историческая память, потомки, предки. Беседа может разворачиваться следующим образом: «Сколько каждому из вас лет? Что вы помните из того времени, когда вам было 3 года? 5 лет? Следует вывод, что память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его опыта. Что же такое историческая память? События, о которых вы помните и рассказали – это пока маленькая история вашей жизни. У каждого человека своя история жизни. Но все мы составляем одну семью людей – белорусов, жителей Беларуси. Из наших маленьких историй жизни складывается большая история страны, которая исчисляется не тремя, пятью, и даже не шестьюдесятью годами, а тысячелетиями. Об истории страны мы узнаем благодаря летописям, старинным предметам, фотографиям, фильмам, получаем сведения из рассказов очевидцев.

Каждый житель Беларуси должен знать не только историю своей семьи, но и историю своей страны. Великий российский учёный Михаил Ломоносов сказал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Смысл этих слов будет более понятен вам, когда вы стане взрослыми, приобретете жизненный опыт. Но уже сейчас нужно стремиться к познанию истории своего народа, к изучению его традиций, ценностей, тогда легче и правильнее будет давать оценку происходящему. Беседе такого содержания следует придать проблемный характер через подводящие вопросы, использование наглядности, занимательные приёмы.

В процессе проведения беседы может быть выстроена символическая пирамида из «кирпичиков» (листы бумаги разной величины) с названиями: история страны, история малой родины, история класса, история семьи, или предложено сделать это в итоговой части занятия.

II. Основной этап.

В основной этап урока все части этой символической пирамиды условно раскрываются в форме различных занимательных заданий, наполненных глубоким смыслом. Начинается работа со слова учителя, который говорит, что Год исторической памяти – особый год. Повод взглянуть на страну, события и людей в свете прошлого, настоящего и будущего. Обращает внимание учащихся на карточки с числами, закреплёнными на доске: «Как вы думаете, что могут обозначать эти числа, если речь идёт об истории? Это памятные даты. Давайте перевернём эти карточки и узнаем, какие юбилейные даты приходятся на этот знаменательный год». Учащиеся в выбранной совместно форме открывают карточки и зачитывают, какие это даты:

862 (1160 лет первого летописного упоминания города Полоцка – колыбели белорусской государственности);

992 (1030 лет православию на белорусских землях (первая христианская епархия в Полоцке создана в 992 году);

1067 (955 лет городу-герою Минску);

1517 (505 лет с даты выхода первой печатной восточнославянской книги, изданной Франциском Скориной);

1812 (210 лет Отечественной войне 1812 года);

1922 (100 лет Институту белорусской культуры (это предтеча Белорусской академии наук);

1922 (100 лет с момента создания Союза Советских Социалистических Республик);

1892 (130 лет со дня рождения народных поэтов Беларуси Янки Купалы и Якуба Коласа).

Из всего перечня юбилейных дат этого года нужно выбрать те, которые могут быть осмыслены учащимися класса по краткому пояснению. Этот список желательно дополнить датами регионального значения, в том числе связанными с деятельностью учреждения образования. Работа с юбилейными датами направлена прежде всего на пробуждение интереса учащихся к историческим событиям и не преследует цели запоминать даты и связанные с ними события, поэтому завершается констатацией исторических фактов. Следует подчеркнуть значение этих исторических событий для сегодняшнего дня. С учащимися, обладающими достаточной образовательной подготовкой, можно расположить карточки в порядке следования исторических событий, потом перестроить последовательность в обратном порядке. По окончании этой работы следует вывод, что каждая из исторических дат заставляет нас обратиться к прошлому, проанализировать и делать все возможное, чтобы сохранять историческую память, на её основе делать выводы и обобщения для сегодняшнего дня.

Далее можно предложить совершить заочную обзорную экскурсию по историческим местам родной страны, используя учебное пособие «Беларусь – наша Радзіма. Падарунак Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь А.Р. Лукашэнкі першакласніку» и электронное приложение к нему (для учащихся 2 – 4 классов). Завершить заочную экскурсию можно викториной, которая будет содействовать формированию чувства гордости за свою страну, свой народ и позволит закрепить и углубить знания о её истории, природе, культуре, трудящихся, народном творчестве, знаменитых людях и т.п. Обращаем внимание, что викторина, заключающаяся в ответах на вопросы, должна основываться на доступной учащимся познавательной информации (интересные факты и сведения, иллюстрации, фотографии, изобразительные, музыкальные, литературные произведения и т.д.). В её содержании следует отметить, что 2022 – Год исторической памяти. Одна из задач юных граждан нашей страны – беречь и защищать богатства Родины, стремиться к их приумножению, знать и изучать историю Беларуси, замечательные традиции ее трудолюбивого народа, поклоняться памяти и наследию прославленных белорусов, следовать примеру ярких биографий наших современников.

Красной нитью в канве первого урока должна пройти тема памяти о Великой Отечественной войне, трагедии белорусского народа. Переход к этой теме должен быть деликатным. После рассматривания фотогалереи о Великой Отечественной войне, можно предложить прослушать песню «Я шлю тебе письмо из 45-ого…» (муз. И. Лученка, сл. М. Ясеня).

Я шлю тебе письмо из сорок пятого...
Взгляни на снимок, сверстник дорогой.
На нём я вместе с нашими ребятами,
Ты посмотри, какой я молодой!
Спецкор газеты фронтовой нас высмотрел
И, щёлкнув «лейкой», адрес взял с собой.
А мы опять пошли туда, где выстрелы...
Ты посмотри, какой я молодой!
А вокруг весна,
Неба синева,
Солнце бьёт в глаза

И нежна листва...
Нам бы жить да жить,
Жить бы да любить
И любовь дарить
На земле!
А мы опять пошли туда, где выстрелы,
Где взрывы мин и бомб зловещий вой...
Пошли вперёд, чтоб победить, чтоб выстоять,
Пусть даже самой страшною ценой!
земля стонала, вся в крови, в пожарищах,
И мы за жизнь вели жестокий бой,
И рядом наземь падали товарищи,
И каждый был такой же молодой...
А вокруг весна,
Неба синева,
Солнце бьёт в глаза
И нежна листва...
Как хотелось жить
И любимым быть,
И детей растить
На земле!
Я не слыхал, как злая пуля свистнула,
Как я упал и стал землёй седой,
Как обелиском стал и песней чистою...
Ты посмотри, какой я молодой!
Я говорю с тобой из сорок пятого...
Взгляни на снимок: я на нём живой!
Не допусти же вновь войну проклятую!
Пусть будет мирным небо над тобой!...

Нам бы жить да жить,
Жить бы да любить,
Этот мир беречь
На земле!
Нам бы жить да жить,
Жить бы да любить,
Этот мир сберечь
Навсегда!

В ходе беседы по содержанию слов песни учащиеся осмысливают весь трагизм войны, ценность человеческой жизни и любовь к Родине. Основой беседы может стать «получение» учащимися фронтовых треугольников, прочитать которые будет предложено на следующем этапе урока на маршруте «Нам дороги эти позабыть нельзя». Также следует сообщить учащимся о проведении в 2022 году акции «Поезд памяти», её значении и цели проведения.

Далее учащиеся продолжают «путешествие» по маршруту «Мой край – часть Беларуси». Можно предложить прослушивание музыкального или литературного произведения соответствующей тематики (например, Я.Колас «Мой родны кут»[1]). Будет уместна беседа по вопросам, помогающим воспроизвести знания фрагментов из истории своего края, которые известны учащимся в соответствии с возрастом и уровнем образовательной подготовки.

Далее работа организуется по следующим маршрутам:

«Святынями родного края» – повторение (ознакомление) сведений о возрасте, особенностях, достопримечательностях (исторических памятниках) своего города (поселка, села, агрогородка). Уточнить, что святынями для каждого белоруса являются герб, флаг, гимн – символы Беларуси, в каком бы уголке страны тот не проживал[2];

«Истории славных имен» – беседа о людях разного возраста, профессий, занятий, в единстве идей, взглядов, созидания, сотрудничества обеспечивают каждый на своем месте развитие Беларуси, процветание своего края (хлеборобы, учителя, врачи, строители, космонавты, спортсмены, др.);

«Нам дороги эти позабыть нельзя» – беседа о героизме белорусского народа в годы ВОВ, о единстве старшего и младшего поколений, о единстве фронта и тыла, партизан в борьбе за мир и счастье против фашизма на основе информации в форме писем с фронта, полученных учащимися на предыдущем этапе урока;

«Заповедными тропами природы» – прослушивание рассказов о природных богатствах (растениях, животных, полезных ископаемых), которыми гордится край.

Можно пригласить на урок жителя города (деревни) (работника библиотеки; можно кого-то из числа родителей), который представит город (деревню) частью страны: как он (город, деревня) живёт, растёт и трудится, какие знаменательные даты отмечаются, какие известные люди его прославляют, о героическом наследии. Для того, чтобы состоялась увлеченный разговор, можно подготовить заранее вопросы, которые учащиеся будут задавать приглашенному.

III. Заключительный этап.

Заключительный этап урока может быть организован как составление (начало создания) творческого проекта «История нашего класса»: «С чего будет начинаться история нашего класса? В каком формате будем вести летопись класса? Как долго будем создавать проект? Какие сведения о классе войдут в проект? Какой иллюстративный материал будет включен в проект?»

Можно предложить учащимся составить тематический коллаж из иллюстраций, написать письмо-поздравление с началом учебного года сверстникам (параллельному классу или первоклассникам), в котором пригласить, например, на совместное мероприятие.

Учитель благодарит учащихся за активность, побуждает гордиться достижениями страны и вносить свой вклад в ее дальнейшее развитие и процветание активными действиями во благо школы, города (деревни), ближайшего окружения: «Помните, ребята, земля наших отцов – это наша земля, она в наших руках, и только от нас с вами зависит, какой она будет в будущем. Только вы сами должны построить свой «дом» в широком смысле слова. И будет этот замок из песка или современное, надёжное строение из самых прочных материалов – зависит от вас. И помните: вы в ответе за нашу родину – Беларусь, за её неповторимые красоты, за богатейшее многовековое наследие, за экологическое и экономическое благополучие, за её счастье! Пусть она расцветает с каждым днем, и мы с вами ей в этом поможем».

В завершении урока учитель приводит слова Президента Республики Беларусь, Александра Григорьевича Лукашенко, произнесенные на церемонии открытия памятника жертвам нацизма «Массив имен» на территории мемориального комплекса «Тростенец» 29 июня 2018 г.: «Нет благороднее миссии, чем сохранение исторической памяти во имя светлого будущего».

Учитель предлагает дома обсудить с родителями, с какими памятными историческими местами Беларуси можно запланировать познакомиться в новом учебном году, вместе с ними заполнить разворот «Мой радавод» учебного пособия «Беларусь – наша Радзіма. Падарунак Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь А.Р. Лукашэнкі першакласніку».


Примерный план-конспект первого урока,

посвященного Году исторической памяти,

«Историческая память – дорога в будущее!»

для II, III ступеней общего среднего образования

(с методическим комментарием)

Дата проведения: 1 сентября 2022 года

«Нет благороднее миссии,

чем сохранение исторической памяти

во имя светлого будущего» (А.Г.Лукашенко)

Церемония открытия памятника жертвам нацизма «Массив имен»

на территории мемориального комплекса «Тростенец», 29 июня 2018 г.

Целевая установка:

воспитание ценностного отношения учащихся к историческому прошлому нашей страны;

формирование у учащихся объективного представления о вкладе белорусского народа в великую Победу, о героическом наследии как важнейшей составляющей исторической памяти, о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны;

формирование гражданской позиции учащихся, чувства принадлежности к своему народу, краю.

Местом проведения первого урока могут быть выбраны школьные музеи (музейные комнаты, школьные библиотеки, актовые залы учреждений образования). Рекомендуется продолжить практику проведение гостевых уроков.

В актовом зале (музее, библиотеке) должна присутствовать государственная символика Республики Беларусь.

На подготовительном этапе рекомендовано организовать выставки, оформить временные экспозиции, посвященные тематике первого урока. В целях визуализации информации рекомендуется заранее подготовить мультимедийную презентацию, используя материал, отражающий региональные и местные особенности.

Предложенный план-конспект урока является примерным, при его реализации необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, особенности и традиции учреждения образования.

  1. Вводный этап.

В качестве модератора урока может выступить как педагогический работник (в том числе руководитель по военно-патриотическому воспитанию), так и приглашенный гость.

Вступительное слово учителя-модератора:

История Беларуси многогранна, у нас было много трагических и героических страниц в любом историческом периоде, но нам всегда было чем гордиться. Прежде всего тем, что наши предки тысячелетиями жили на этом геополитическом перекрестке, через который прокатились тысячи военных конфликтов. Несмотря на это, мы отстояли свое право жить и развиваться на этой Земле.

Без знания прошлого невозможно успешное будущее. Именно поэтому на государственном уровне такое большое внимание уделяется сохранению исторической памяти, героического наследия и правды обо всех периодах жизни нашего народа. Воспитание зрелой гармоничной личности невозможно без знания истории страны, родного края.

Учитель-модератор представляет почетного гостя и передает ему слово.

Год исторической памяти – особый год. Повод взглянуть на страну, события и людей в свете прошлого, настоящего и будущего. На этот знаменательный год приходится много знаковых дат: 1160 лет с момента первого летописного упоминания Полоцка – колыбели белорусской государственности, 1030 лет православию на белорусских землях (первая христианская епархия в Полоцке создана в 992 году), 955 лет городу-герою Минску, 505 лет с даты выхода первой печатной восточно-славянской книги, изданной Франциском Скориной, 210 лет Отечественной войне 1812 года, 100 лет Институту белорусской культуры (это предтеча Белорусской академии наук) и 100 лет с момента создания Союза Советских Социалистических Республик. Каждая из этих дат заставляет нас обратиться к прошлому, проанализировать и сделать все возможное, чтобы сохранять историческую память.

Патриотизм проявляется не в словах и лозунгах, а в жизненной позиции человека, его повседневных делах и поступках на благо своего Отечества. Патриотизм – это вечная ценность, которая соединяет прошлое, настоящее и будущее народа и является незыблемым постулатом нашей государственности.

Далее можно обсудить инициативу создания календаря памятных дат своего региона с последующим проведением мероприятий, им посвященных. Данный творческий проект может быть реализован в течении всего учебного года.

II. Основной этап.

В процессе проведения первого урока педагогам рекомендуется опираться на знания, опыт учащихся, использовать региональный и местный материал по истории и современному развитию региона, предоставить возможность совершить экскурс в историю родного города, села, школы, улицы.

Учитель-модератор обращается к учащимся:

Историческая память – одно из важных приобретений цивилизации. Пока люди помнят прошлый опыт, человеческое общество имеет возможность развиваться и совершенствоваться. Самым страшным и скорбным событием в истории нашего народа, без сомнения, является Великая Отечественная война. Память о войне призывает к ответственности за мир на Земле. Беларусь помнит и чтит подвиг солдат Великой Отечественной войны, подвиг партизан и подпольщиков, тех, кто был угнан в фашистское рабство, замучен в концлагерях и гетто. Беларусь помнит тех, кто жил и трудился в тылу. Беларусь помнит и ценит Великую Победу, к которой люди шли 1418 долгих дней.

Возможна демонстрация видеоролика «Песни военных лет» (https://www.youtube.com/watch?v=nom6x754HP0) (песня «Священная война»).

Мы с вами живем в мирной стране, воспринимаем мирную жизнь как данность. Но так было не всегда. Белорусы – одна из наиболее пострадавших в Великой Отечественной войне наций. Оккупировав летом 1941 года территорию Беларуси, фашистские захватчики начали проводить политику геноцида, направленную на истребление белорусского народа. На белорусской земле был установлен так называемый «новый порядок» – режим террора, насилия и рабства.

В результате геноцида на территории БССР погибло свыше 2 млн. 200 тыс. советских граждан. Угнано в Германию под угрозой смерти более 377 тыс. граждан, многие из которых погибли в результате невыносимых условий труда, лишений, издевательств. Во время оккупации 628 населенных пунктов Беларуси были уничтожены вместе с жителями. 186 из них так и не восстановлены.

Вопросы к учащимся:

– Как на судьбах ваших родных (прадедушек, прабабушек) отразились события военных лет?

В прошлом учебном году на уроке Памяти, посвященном 77-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне «Нам этот мир завещано беречь», вы узнали, что в нашей стране был принят Закон «О геноциде белорусского народа». 22 марта 2023 года исполняется 80 лет со дня трагедии в Хатыни.

Как вы думаете, почему не утихает боль Хатынской трагедии?

В помощь педагогическим работникам разработаны методические рекомендации по освещению политики геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны с использованием информационно-аналитических материалов и документов, представленных Генеральной прокуратурой Республики Беларусь, а также мультимедийные презентации «Политика геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны» для II и III ступеней общего среднего образования. Указанные материалы размещены на национальном образовательном портале (https://www.adu.by/ru/394-pedagogam/uchebnyj-modul-velikaya-otechestvennaya-vojna/6228-uchebnyj-modul-velikaya-otechestvennaya-vojna.html).

Можно также использовать материалы интернет-проектов «Партизаны Беларуси» (https://partizany.by/), «Белорусские деревни, сожженные в годы Великой Отечественной войны» (http://db.narb.by/), созданные на основе архивных документов.

В течение года рекомендуется посетить мемориалы на месте сожженных деревень своего региона.

Испытания той жестокой поры показали неимоверную силу и мужество нашего народа, немеркнущие примеры храбрости, истинного патриотизма, преданности наказам предков беречь и защищать родную землю. Для нас, белорусов, память о Великой Отечественной войне священна. И наша ответственность перед прошлым и будущим заключается в том, чтобы сделать все, чтобы не допустить на родной земле повторения военной трагедии.

Используя материалы книги «Памятные места Беларуси»[1] учитель-модератор может обратить внимание учащихся на памятные места своего региона.

Преступлениям нацистов на белорусской земле будет дана должная правовая оценка, а результаты уголовного расследования будут представлены мировому сообществу. Беларусь помнит всех героев и безвинных жертв той войны. Помнит она и имена тех, кто сотрудничал с военными преступниками и участвовал в кровавых расправах с населением. Слишком дорогой ценой досталась свобода родной земли нашему народу. Наш долг, долг живущих, перед погибшими, пережившими весь тот ужас – сохранить историческую память.

Патриотизм всегда расценивался как источник мужества, героизма и силы белорусского народа, как необходимое условие величия и могущества государства.

Год исторической памяти хороший повод для всех нас еще раз осмыслить тысячелетний тернистый путь народа к независимости и собственной государственности. Сложить воедино все страницы нашей непростой истории: и героические, и трагические…

Вопросы к учащимся:

Как вы понимаете утверждение: «Историческая память – дорога в будущее»? Согласны ли вы с этим утверждением?

Почему, именно в сегодняшнее время, так важно, сохранить историческую память?

Как вы думаете, благодаря чему советский народ одержал победу в Великой Отечественной войне?

Для чего необходимо знать и сохранять историческую правду о преступлениях нацистов в отношении мирного населения в годы Великой Отечественной войны?

Как ваше поколение может содействовать сохранению памяти о погибших в годы Великой Отечественной войны и сохранению мира?

От молодого поколения зависит будущее Беларуси. Какими качествами должны обладать молодые люди сегодня, чтобы наши устремления, связанные с сильным и процветающим государством, осуществились?

III. Заключительный этап

Учитель-модератор подводит итоги урока (предоставляет слово почетному гостю):

Одна из задач юных граждан нашей страны ‑ беречь и защищать богатства Родины, стремиться к их приумножению, знать историю Беларуси, замечательные традиции ее трудолюбивого народа, поклоняться памяти и наследию прославленных белорусов, учиться на ярких биографиях наших современников, гордиться достижениями страны и вносить свой вклад в ее дальнейшее развитие и процветание.

Современная Республика Беларусь уверенно идет собственным путем развития. И сегодня у нас есть главное – мирная, стабильная, красивая и независимая страна. Есть история, которой мы гордимся, богатое культурное, духовное наследие, традиции. В нашей стране на протяжении столетий бок о бок живут представители различных национальностей, религий и культур. Все они обладают правом сохранять свою индивидуальность, жить в мире.

Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко неоднократно подчеркивал: «Наша заслуга в том, что Беларусь остается островком мира, спокойствия и порядка. К несчастью, кое-кто забыл уроки Великой Отечественной войны. Эти уроки мог забыть кто угодно, но только не белорусы. Та война стоила нам миллионов жизней, и потому, несмотря на время, мы твердо знаем и помним: нет на Земле ничего дороже, чем мир!».

https://president.gov.by/ru/quotes/category/o-mirnyh-iniciativah.

В завершении урока учащимся 8-11 классов можно анонсировать мероприятия информационно-образовательного проекта «ШАГ» в 2022/2023 учебном году. Ключевая идея реализации проекта «ШАГ» в новом учебном году – рассказать о важнейших достижениях Республики Беларусь за годы независимости с использованием результатов многолетних социологических исследований, характеризующих развитие различных сфер общественной жизни нашей страны. Данные исследования проведены Аналитическим центром ЕсооМ и стали основой проекта «Гордость за Беларусь», реализуемого совместно с газетой «СБ. Беларусь сегодня».

 

[1] Кошевар, Д.В. Памятные места Беларуси / Д.В. Кошевар, В.Н. Надточаев. – Минск : Адукацыя i выхаванне, 2022. – 252 с. : ил. Совместный проект издательcтва «Адукацыя і выхаванне» и Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.